Пожалуй, самый простой ответ, что лечат не разговоры, а отношения.
Мы вступаем в отношения с самого рождения. Мама берёт малыша на руки, кормит грудью, прижимает к себе, возможно, что-то говорит или напевает. Малыш слышит её запах, чувствует дыхание, тепло её тела и звук её голоса, чувствует сосок во рту и сытость от молока. Всё, это уже отношения.
Такие отношения называются довербальными. Пока малыш не понимает слов, хотя и улавливает звук, тембр голоса, темп речи матери.
По мере того, как ребёнок подрастает, он учится ползать, ходить, говорить, садиться на горшок, самостоятельно кушать, одеваться и многое другое. Важно, что всё это делает он не сам, а в контакте с другим человеком, обычно мамой, но, возможно, и папой, няней или бабушкой, или кем-то ещё. Важно, что делает он это с другим. Сначала отношения выстраиваются вокруг обеспечения жизненно важных функций: покормить, переодеть, научиться ходить, говорить... Потом, когда ребёнок становится более самостоятельным, для него становится важно общение само по себе, нахождение себе во внутреннем мире другого человека, интерес к личности другого.
Так строятся и развиваются отношения с самого детства.
К сожалению, ничего не бывает идеально. У родителей есть другие заботы, кроме ребёнка. Где-то не хватило времени, где-то не досмотрели, где-то собственные травмы помешали близкому контакту, где-то не знали, как правильно. Не пройдя какую-то важную стадию развития, психика ребёнка как бы застревает на этом этапе. Образуются так называемые "аресты развития". Пока человек не получит то, что ему не хватает, он не сможет полноценно развиваться дальше.
И речь идёт не о физиологическом и умственном развитии. Да, он вырастет, пойдёт в школу, потом ещё куда-то. Внешне будет ничего не заметно. Но, например, может никак не получаться создать семью. Или найти работу, которая бы нравилась. Или он будет постоянно чувствовать себя несчастным. Или отношения всегда будут портиться по одной и той же причине. И много ещё чего. В душевном, психическом плане, человек так и останется на уровне ребёнка, не получившего чего-то, что ему было важно и необходимо для развития.
И вот как раз с этим работает психотерапия. В кабинете терапевта выстраиваются такие отношения, что человек может в своём психическом развитии как будто вернуться в то время, где что-то пошло не так, и хотя бы частично получить то, чего он не получил от родителей. Есть шанс построить с терапевтом такие отношения, которых не было с родителями, но которые были необходимы.
К сожалению, это не удаётся сделать ни с первого сеанса, ни со второго, ни с десятого. Для формирования доверия, для открытых и близких отношений нужно много времени и довольно частые, регулярные встречи. Встречи, во время которых возникает понимание, устанавливается контакт и происходит постепенное, очень медленное восполнение недостающих для развития элементов.
БОльшая часть работы проделывается на уровне чувств и переживаний. Мы не имеем к ним непосредственного доступа. Только облекая их в слова мы можем найти дорогу к внутреннему миру другого человека и познакомить его со своим. Наблюдая за меняющимися переживаниями и описывая их, мы тем самым влияем на них и, к тому же, делаем доступными для другого человека, даём возможность разделить эти переживания с кем-то.
Вот так отношения, выражаемые через слова, в ходе "просто разговоров" влияют на нашу психику и, значит, на нашу жизнь.